Однодневные поездки

Храмы Сергиево-Посадского района

Дата заезда:

 

 

ПРОГРАММА:

Внимание! Данный маршрут меняется ежемесячно. Экскурсии проводят священнослужители. 

Вифанский монастырь, Скит Параклит, Глинково, Воздвиженское.

Литургия, чаепитие, экскурсия по району в сопровождении священника.

Каждый из храмов Сергиево-Посадского района по-своему уникален. 

Вы сможете присутствовать на Литургии в Крестовоздвиженском храме в селе Воздвиженском, известном с XIV в.

По преданию, в 1380 г. на Воздвиженском холме отдыхал св. блгв. князь Дмитрий Донской по пути к преп. Сергию за благословением на Куликовскую битву. Здесь была последняя остановка великокняжеских и царских поездов при паломничествах в Троице-Сергиев монастырь. Накануне праздника Преподобного в храме служили литургию, на которой присутствовал царь, и "Троицкие власти с образами и хлебами били челом государю пожаловать к празднику к Сергию Чудотворцу".

В селе издавна существовал царский деревянный путевой дворец. Неоднократно останавливался во дворце Борис Годунов, сопровождаемый пышной свитой. В августе 1606 году опальная царица Марина Мнишек с отцом и свитой под конвоем стрельцов ночевала в селе.

С историей Воздвиженского связаны трагические события, легшие в основу знаменитой оперы М.Мусоргского «Хованщина».

В 1689 г., по приказу 17-летнего Петра I, царевна Софья была остановлена в Воздвиженском и отправлена в Новодевичий монастырь, где по обвинению в причастности к новому стрелецкому восстанию была пострижена в монахини и содержалась до смерти под строгим наблюдением.

В конце XVIII – XIX вв. в живописной лесистой местности на восточной окраине Сергиева Посада был основан ряд монашеских общежитий подчиненных Троице-Сергиевой лавре и предназначенных для любителей молитвенного уединения.

Место, названное позже Вифанией, стал обустраивать ректор Троице-Сергиевой семинарии архиепископ Московский Платон (Левшин). Строительство велось в 1783—1788 годах. Название «Вифания» новый скит получил по приделу соборной Преображенской церкви во имя Лазаря, воскрешенного в Вифании Палестинской.

Особенность Спасо-Преображенского собора заключалась не в его «овальной фигуре», храмы подобного вида были тогда не в новинку, а в необычном двухъярусном алтаре. Обращенная к молящимся, стена алтаря была выполнена в виде евангельской горы Фавор и устлана мхом, украшена цветами, кустарниками, фигурками зверей. Престол нижнего храма располагался в пещере, устроенной в подножии горы.

После посещения скита императором Павлом I был подписан указ об учреждении в Вифании второклассного монастыря.

В 1860 году началось возведение пятиглавого собора с двумя храмами: Тихвинской иконы Божией Матери на первом этаже (по нему собор назывался Тихвинским) и во имя Сошествия Святого Духа — на втором.

В советское время монастырь был закрыт, многие сооружения снесены и перестроены (в перестроенном Тихвинском соборе располагался Дом культуры). Ныне восстановлен как действующий мужской монастырь.

В шести километрах к юго-востоку от Троице-Сергиевой лавры, неподалеку от Гефсиманского Черниговского скита, в тишине березовых и хвойных рощ укрылся маленький скит Параклит – подворье Троице-Сергиевой лавры. Параклит – слово греческое. В переводе означает Дух-Утешитель. 

Параклитова пустынь - плод молитв и трудов архим. Антония (Медведева), наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, недавно прославленного в сонме Радонежских святых. Землю для обители Лавре пожаловал Государь Император Александр П в честь рождения сына - великого князя Сергея Александровича.

Летом 1858 года наместник Лавры архимандрит Антоний (Медведев) вместе с иеросхимонахами Иларионом и Феодотом и иеромонахом Агапитом выбрали в лесу подходящее место, и вскоре здесь появились первые кельи.

Московский купец Иван Кириллович Королев узнав, что «в жестокие морозы зимой, и в дождливую погоду летом старцы, по колено в грязи или снегу, бредут в Гефсиманский Скит к Литургии», предложил отцу-наместнику свою помощь в строительстве храма. И 2 июля 1861 года митрополит Московский Филарет (Дроздов) освятил двухэтажную Церковь во имя Святого Духа Параклита с престолом в честь Сошествия Святого Духа в верхнем этаже и с престолом в память обретения главы Иоанна Предтечи в нижнем этаже. В скиту Иван Кириллович любил проводить Великий и Успенский посты. И здесь вместе с супругой был похоронен.

В конце XIX века в скиту подвизались 12 монахов и столько же послушников – по числу Апостолов. В это время здесь появились новые деревянные постройки, были заново сооружены из кирпича надвратная колокольня и жилые корпуса. Все выглядело аскетично и скромно. Таким скит и застал в 1897 году священник Федор Соловьев, в будущем известный старец Алексий Зосимовский решивший стать монахом в монастыре со строгим уставом (тот самый слепой старец, который в революционные годы в храме Христа Спасителя перед иконой Владимирской Божией Матери вытянул жребий с именем патриарха Тихона).

В 1919 году, после закрытия Троице-Сергиевой лавры, многие лаврские монахи перебрались в скит Параклит. На тот момент он был самостоятельным и официально числился трудовой артелью. В 1927 году здесь принял постриг будущий Патриарх Пимен (Извеков). И вскоре после этого скит закрыли. До середины 1960-х годов в верхнем храме располагался сельский клуб со сценой в алтаре, а в нижнем - овощехранилище.

В 1992 году пустынь вновь была возвращена Церкви.

Внутри храма сохранилась дореволюционная лепная отделка и старинный пол из каменных плит. Сохранились единственная старинная икона – Казанской Божией Матери, а в алтаре на стене - изображения Божией Матери, Спасителя и Бога-Отца с Ангелами.

С дореволюционных времен сохранилась во дворе липовая аллея, она называется "липовая аллея для одного монаха", потому что деревья посажены так, чтобы удобно было пройти одному человеку и никакой беседы не совершалось во время прогулки. А на противоположной стороне от храма, за речкой, есть лес, выросший по обетованию. Когда монахи уходили из скита после его закрытия в 1927 году, то посадили лес на капустном поле, еловый и березовый. И сказано было: когда лес вырастет, монашеская жизнь в скиту возродится. Так и произошло. Лес уже большой сейчас. И монашеская жизнь вернулась в скит. Если мы будем жить внимательно, то благословение тех, кто жил здесь раньше, будет с нами.

В древние времена Глинково располагалось по обеим сторонам реки и делилось на две части: правая принадлежала Радонежскому удельному княжеству, левая - Переславль-Залесскому уезду. Переславль-Залесская половина Глинкова вошла во владения Троицкого монастыря после 1425 года. Радонежская - до 1466 года. 

В Смутное время деревня была разорена польско-литовскими захватчиками так, что после их разгрома и изгнания из России на месте поселения Глинково значилась пустошь.

На Каляевской улице виден невзрачный Черный пруд. Существует легенда, что на дне его покоятся несметные сокровища из Лавры. Спасаясь от польско-литовских интервентов, монахи в спешке утопили казну, сами не спаслись - были перебиты, но тайну клада не раскрыли. Во второй половине XVIII в. в селе была деревянная церковь

В 1825 - 1834 году в Глинкове была построена каменная церковь. Здание стиля ампир отличается простотой и монументальностью форм и сдержанностью декоративной отделки.

В храме находится список с Корсунской иконы Божией Матери, прославившийся многими чудотворениями.  

Бронирование тура


Другие туры

КОЛОМНА
08.12.18

Календарь поездок

<< Ноябрь 2018 >>
пн вт ср чт пт сб вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    

Отзывы

© 2018 Паломническая служба Горлица. При Миссионерском отделе Андреевского благочиния г. Москвы. info@gorlica.ru
Разработано
дизайн-студией